Наступивший год, пожалуй, только младенец не окрестил кризисным.
Однако, несмотря на прогнозы, рынок малоэтажного строительства остается одним из самых перспективных в стройиндустрии. Ведь среди приоритетных задач, поставленных Правительством РФ, одной из важнейших является комплексное освоение территорий, а оно возможно только при условии развития инфраструктуры и малоэтажного строительства.
Параллельно с этим стоит вспомнить, что, согласно целевому показателю Минстроя, ежегодный прирост деревянных домов должен составлять от 10 до 12%. Как на этом фоне превратить строительство домов из дерева в эффективную бизнес-модель, разберемся с руководителем проекта DOM TECHNONICOL Андреем Банновым.
Первоначальные инвестиции в бизнес
Модель бизнеса в сегменте коттеджного строительства не требует серьезных инвестиций от предпринимателя. По сути, единственные вложения, необходимые в начале пути, это вклад в собственное образование и инструмент. Профессиональные навыки позволят не только произвести работы качественно, но и помогут собрать команду таких же квалифицированных специалистов.
Почему деревянное домостроение? Стройиндустрия — одна из самых консервативных отраслей экономики. Это касается не только ментального восприятия потребителей, которые привыкли доверять известным материалам и решениям. Это утверждение вполне можно отнести и к нормативной базе: многие нормы сегодня просто не учитывают появления инновационных технологий в строительстве.
Древесина много столетий была основным строительным материалом в России. И сегодня наша страна обладает четвертью мировых запасов дерева.
В этом смысле выбор в пользу деревянного домостроения имеет множество плюсов: экологичность, скорость возведения, возможность строить энергоэффективные дома, удобство, доступность материальной базы. К тому же технология деревянного домостроения оттачивалась столетиями в Европе, в странах Северной Америки.
Так, например, проект DOM TECHNONICOL представляет собой синергию мирового опыта энергоэффективного домостроения. На основе его изучения был создан стандарт организации, который включает в себя основные узлы и решения. Далее остается только получить от клиента данные по фасадам и желаемым планировкам, указав размеры помещения, разрешение на строительство и проектную документацию можно считать готовой.
По сути, это тот же подход, который использовался при составлении СП и СНиП, но адаптированный для строителей, не обладающих профессиональными знаниями инженеров-проектировщиков.
Возможность строить по стандартам несет в себе сразу несколько важных плюсов:
- во-первых, значительно снижается риск ошибок: не нужно изобретать велосипед, все решения продуманы и описаны, остается лишь воплотить их в жизнь;
- во-вторых, стандарты позволяют сократить срок возведения, это значит, что повышается выработка, а следовательно, растет и прибыль.
Первые шаги в создании бизнеса
Однако еще в самом начале пути построения бизнеса стоит четко разделить модель на две части: строительство и продажи. Эти два подразделения имеют разные цели и задачи. Так, для строительной бригады точка роста — это повышение выработки, то есть сокращение сроков, повышение профессионализма.
Как только к строительным компетенциям добавляются задачи по продвижению услуги, продажам, снабжению, падает скорость работ, снижается их качество и эффективность. Поэтому крайне важно с первых шагов обозначить четкие границы, разделив функционал между профессиональными строителями и менеджерами по продажам.
Кроме того, перед запуском бизнеса стоит сразу определить важные конкурентные преимущества своей модели и представить их потребителям.
Как мы говорили, в случае с деревянными домами это скорость возведения, доступность, экологичность. Однако сегодня на первый план выходит еще одно принципиальное преимущество — энергоэффективность.
Потребители уже давно сформулировали свои ключевые запросы: дом должен быть комфортным, при этом должен экономить средства на эксплуатацию. Поэтому с точки зрения предпринимателя важно предложить клиентам баланс цена/ качество. Для покупки частного дома потребителям предлагается ипотека на строительство дома от банков.
Нишевой бизнес
Строительство деревянных домов сегодня переживает свой ренессанс. С одной стороны, спрос растет, а вместе с ним и предложение. Компаний, обещающих построить быстро и качественно, на российском рынке предостаточно. Единственным выходом выдержать конкуренцию может стать нишевая стратегия. Важно предложить уникальное решение, которое выполнит роль отстройки от массового продукта. Такой нишей в современных условиях и становится энергоэффективность, она имеет серьезные перспективы для роста. С учетом требований к комфорту жилья и растущих тарифов на энергоносители спрос в этом сегменте будет только увеличиваться.
Запустить такой бизнес можно при минимальных вложениях. При наличии инструмента бригада из 4 человек способна возвести каркасный дом, полностью готовый к проживанию, за 3-4 месяца. По оценкам экспертов, в среднем маржинальность одного проекта составляет 10-25% от стоимости дома в зависимости от сложности и дороговизны проекта.